Морские сражения в Empire Total WarДанная статья и призвана помочь вам стать великим адмиралом. Заряды. В морских сражениях Empire Total War присутствуют три типа зарядов: 1. Ядра – универсальный заряд , поражающий при попадании все части корабля – борта, паруса (в меньшей степени), а также пушки и убивающий людей. Дистанция выстрела – наибольшая. Шанс критического попадания зависит от дистанции и максимальный на коротких расстояниях. Автоматический залп – наносится в район от киля до первой реи, т.е. на всю высоту борта и высоту от борта до реи (грота-рей), на которой крепиться нижний парус. Используются на всем протяжении боя.
2. Книппеля – заряд поражает, в первую очередь, такелаж и парусную оснастку судна. Цель залпа - ограничить корабль противника в скорости и маневренности. Иногда (в основном на коротких дистанциях) может поражать и экипаж. Дистанция выстрела – несколько меньше, чем при стрельбе ядрами. Шанс критического попадания по мачтам высок на средней и короткой дистанции. Автоматический залп - наносится в район от верхней палубы до флагштока, т.е. по всей длине мачты, но чаще от грота-рей до грот-стеньги включительно. Книппеля в Empire Total War используются при преследовании и отступлении. На начальном этапе - для ограничения кораблей противника в движении. Смысл использования книппелей против прямопарусных судов практически отсутствует, поскольку у данных типов кораблей, когда они движутся в бейдевинд и левентик, прямые паруса собраны. Книппели всегда эффективны против кораблей с косыми парусами, которые практически никогда не убирают большую часть парусов. 3. Картечь – заряд поражает живую силу противника, практически не наносит урона кораблю. Дистанция выстрела – короткая. Шанс критического попадания существует на минимальном расстоянии и при превосходстве высоты корпуса судна над судном противника. Автоматический залп - наносится в район верхней палубы. Картечь используется редко, ибо эффективность ее довольно низка, а требования по дистанции и маневрированию весьма высоки и опасны для стреляющего. Эффективно при абордаже, но только в случае, если борт вашего судна выше чем у вражеского. Для любого залпа существует возможность критического попадания. Вероятность такого попадания тем выше, чем меньше дистанция выстрела. В этом случае наносится максимально возможный урон судну. В зависимости от типа зарядов существуют следующие варианты: · для ядер – сильные повреждения корпуса, снос мачты, пожар, уничтожение большого количества пушек, взрыв корабля; · для книппелей – сильные повреждения парусов, снос мачты частично или целиком; · для картечи – уничтожение до 20 человек команды противника за залп.
* * * * *Характеристики кораблей Empire Total War. Характеристики тех или иных видов кораблей можно прочитать в описании, щелкнув правой кнопкой мышки на иконку корабля. В описании довольно доступным языком написано, для чего предназначен корабль, в чем его особенности в управлении, вооружении, оснастке. Параметры «Огневая мощь», «Количество пушек», «Скорость», «Маневренность», «Прочность корпуса» понятны и не требуют пояснений (хотя в «количестве пушек» указываются только общее число бортовых пушек, носовые и кормовые не учитываются). Однако есть ряд неясных характеристик. Например, параметры «Опыт» и «Бойцы» - весьма размытые и узнать точно, на что и как они влияют сложно. Из практики сражений предполагаем, что «бойцы» – это члены команды, которые участвуют в абордажном бою. Не матросы, а именно специальные члены команды. Скорее всего, на количество и качество бойцов в команде корабля, а так же на моральную стойкость команды и влияет «опыт». В Empire Total War показаны все основные типы кораблей, которые использовались во флоте той эпохи. Корабли различаются по классам: (1-6 класс), по категориям (фрегаты, линкоры), по способу движения (галеры, парусники) и по специализации (бомбовый кеч, ракетоносец). Чем ниже цифра, означающая класс корабля, тем сильнее он вооружён.
Фрегаты различают по вооружению, как например 24-фунтовые пушки или каронады (гладкоствольное орудие) или по особенностям строения, как например Razee - корабль со срезанной верхней палубой. В Empire Total War присутствуют «именные» корабли, которые реально существовали в истории, как например фрегат USS Constitution. Специализированные корабли обычно применялись в составе большого флота и несли на себе определённый вид вооружения. Гребные галеры при всех своих недостатках (малая скорость, слабое вооружение), имеют большой плюс – они могут двигаться независимо от направления ветра. Так же есть слабо вооружённые торговые суда. В баталиях их использовать нецелесообразно, они нужны для торговли и занятия факторий. Если на корабле присутствует адмирал, то боевой дух команды и точность пушечной стрельбы увеличивается примерно на 10%. Самое главное. При любом тактическом маневре постарайтесь учитывать направление ветра. Запомните с самого начала: главное преимущество в морском сражении будут иметь корабли, которые правильно маневрируют. И только во вторую очередь сыграет свою роль наличие лучшего вооружения. Для кораблей с прямыми парусами поворот Фордевинд сложнее и опаснее поворота Оверштаг. Это значит, что все же вам придется менять бортовые галсы (поворачивать) через нос корабля, когда навстречу дует ветер. И ваши корабли в какой-то момент сильно потеряют в скорости. При повороте Фордевинд корабли, идя по ветру и меняя галс, чаще всего растягиваются в более длинный строй. Кроме того, вам, в отличие от компьютерного соперника, проведение такого манёвра грозит потерей построения. СПРАВКА: Почти все линейные корабли и галеоны имеют в основном прямую парусную оснастку. На бизань-мачте, как правило, есть один косой парус – это означает, что такие корабли прекрасно себя чувствуют на скорость, идя в Бакштаг или Фордевинд. Остальные суда имеют либо равное соотношение прямых и косых парусов, либо преимущественно косые паруса – такие суда явно проигрывают по скорости прямопарусным кораблям, идущим по ветру. И наоборот, явно выигрывают, идя в Галфвинд и Бейдевинд. Все эти тонкости реализованы в морских сражениях Empire Total War. Как правило, чем больше корабль, тем хуже его маневренность. А если учесть, что корабли низших классов имеют смешанное или косое оперение, то как раз они самые маневренные и весьма подвижны на поле боя, практически при любых курсах (Левентик – труден для всех, кроме вёсельных лодок).
Маневрировать желательно всем флотом последовательно, если нет задачи, догнать, взять в «коробочку» или осуществить перехват вражеского корабля. Маневры делайте по возможности плавными. Постарайтесь сосредоточить огонь нескольких кораблей в одной точке. Чем больше расстояние между кораблями, тем меньший урон наносит залп. Отличный способ сократить потери – идти на максимальном расстоянии от врага одним кораблём, расположив второй ближе и чуть позади. Враг будет стрелять по кораблю на максимальной дистанции, тогда как ваш «отстающий» сможет расстреливать противника на минимальном расстоянии. Следите за маневрами противника, используйте его неудачи в своих целях. На удачные маневры AI, отвечайте по ситуации. Чаще всего лучше разорвать дистанцию, уйти в отрыв и найти более выгодную позицию. Старайтесь, как можно дольше удерживать чёткое построение флота. Хаос всегда будет действовать на руку компьютеру. * * * * * Виды построений в Empire Total War Построение флота должно быть исходя из выбранной тактики и основано на предварительной оценке ситуации еще до боя. Часто AI предварительно предлагает вам вариант построения в 3 линии. В большинстве случаев такое построение приведет к потере строя и превратит ваш флот в кучу кораблей. Кучей воевать конечно можно, но эффективность вашего флота упадет и, в целом приведет к хаосу в управлении. Такое тактическое поведение сведет на нет возможность проведения адекватных маневров вашего флота. СПРАВКА: В большинстве случаев компьютер в атакующем варианте предпочитает построение «Линия», как в движении флота, так и в маневрах. При преследовании и отступлении компьютер редко использует слаженное построение. Это большой недостаток, который можно использовать в свою пользу. Например, ложное отступление позволит вам утопить самые быстрые корабли врага, которые рванут в преследование, не дожидаясь тяжёлых и медленных «плавучих крепостей». Рассмотрим наиболее распространенные построения флота Empire Total War.
Построение «линия» или «две линии». Первое используется при наличии во флоте до шести судов, второе - от восьми судов. В идеале строй должен состоять из однотипных судов, поскольку он намного проще в управлении. В реальности же корабли в вашей флотилии будут разными по классу, скорости и вооружению. В зависимости от того, какую тактику вы избрали, можно расположить суда в линию в таких вариациях: 1) Универсальное построение линией. Первые корабли – легкие или средние (не более 2-х) выполняют роль ведущих маневровых кораблей. Средняя часть линии – мощные, ударные корабли, «хвост» линии – легкие маневренные суда, осуществляющие прикрытие. 2) Атакующее построение линией. Во главе – атакующая ударная группа, вплоть до половины линии, Вторая половина линии и «хвост» - средние и легкие корабли, их задача – добивание, абордаж и прикрытие тыла ударной группы. 3) Построение линией с разделением. Во главе – все легкие и средние корабли, «хвост» ударная группа. Цель первой «легкой» группы – отвлечение противника, скорее всего эта группа в бою немного оторвется от ударной. Главное для этой группы выдержать максимальную дистанцию выстрела, чтобы получить как можно меньше повреждений. Зачастую пушки этой группы рекомендовано зарядить книппелями, чтобы получить преимущество в скорости порвав паруса врагу. Когда «легкая» группа пройдет в отрыв, AI, как правило, начинает маневр «Оверштаг», временно теряя скорость и зачастую сбиваясь в кучу – тут то и должна накрыть их ударная группа. В Empire Total War построение «двумя линиями» схоже с «линией», только можно разделить флот на ударную линию и линию «легкую». В зависимости от ситуации, так же можно использовать шахматный порядок, но удерживать и маневрировать им тяжело. Хотя плотность огня такого построения максимальна - расстояние между линиями в данном случае не должно превышать два продольных размера корпуса судна. Иногда можно использовать маневры разделения двух параллельных линий и охвата противника с двух сторон, так же создание «вилки». * * * * * Тактическое управление в Empire Total War. К сожалению, разработчики игры не догадались вывести кнопки на клавиатуру для поворота корабля, поэтому приходиться пользоваться стрелочками поворота на панели интерфейса в правом нижнем углу. Очень жаль, тогда бы всем флотом можно было бы полностью управлять с клавиатуры. Будем надеяться, в следующих патчах или модах этот недостаток будет исправлен. В нижнем правом углу расположена панель тактического управления: На ней есть управление парусами – иконка, имеющая четыре состояния: 1- Без парусов. Корабль практически останавливается, но слабый дрейф продолжает (не путать с «якорем»), можно осуществлять повороты, 2- верхние паруса, развертывание верхних парусов (как правило, наименее поврежденных парусов), наименьшая возможная скорость разгона, 3 – боевое развертывание парусов, две верхних линии парусов. Поскольку при обстреле ядрами снаряды частенько пролетают через палубу, это развертывание парусов оптимально для боя 4 - полное развертывание парусов (используется для разрыва/сокращения дистанции).
На панели в Empire Total War так же имеется кнопки: «вперед» - автоматическое развертывание парусности до уровня 2 или 3 в зависимости от ситуации. Кнопки поворота «вправо»/ «влево». Включение/выключение стрельбы без приказа. Виды зарядов (ядра\картечь\книппель). «Бросить якорь» - если вы каким-то образом при включенном «режиме якоря» попытаетесь развернуть паруса или повернуть – этот режим автоматически выключится. Его полезность и необходимость весьма сомнительна. Единственный плюс - корабль, который дал течь и был поставлен на якорь – починится или хотя бы не утонет. Иногда если двинуть такие корабли с якоря – они почти сразу пойдут ко дну. В сражении польза от такого режима стремится нулю: остановившийся корабль = потопленный корабль. Так же есть кнопки «Объединить в группу», «абордаж» и «отступать», последняя кнопка иногда полезна (не путайте, корабль не сдаётся!), при ее нажатии корабль на максимальной скорости устремляется к краю карты по ветру. Этот режим можно отключить в любой момент, если корабль не пересек красную черту карты. Кроме того разработчики Empire Total War дали некий не совсем удобный инструмент для «быстрого» построения. Быстрое построение имеет четыре варианта: [Alt+1] – фронт, [Alt+2] – линия [Alt+3] – полукруг, [Alt+4] – узкий полукруг Особенности состоят в том, что все виды строя (кроме линии) очень схожи с построением «фронт». При этом носы кораблей направлены к противнику. Логика последующих маневров для такого построения не совсем понятна. Место кораблей в строю зависит от порядка расположения кораблей в панели управления и практически не связано с их характеристиками. Делаем вывод: автоматические построения не для нас. Управлять кораблями можно и указанием правой кнопкой мыши, по аналогии с сухопутными войсками. Но помните, что по окончании маневра – корабль полностью остановится. Поэтому старайтесь как можно реже использовать этот способ управления. При зажатой правой кнопке мыши можно выбрать не только место, куда придет корабль, но и его положение. Увидеть путь маневра всех своих кораблей можно, нажав «пробел» с клавиатуры.
* * * * *Сражение в Empire Total War. Развертывание вашей эскадры начинается до начала боя. Вы еще не видите противника, но уже можно продумать стратегию и тактику боя, основываясь на предварительных данных. Главный плюс - вам показывают направление ветра. СПРАВКА: Расположение эскадры компьютерного противника (без подкреплений) - всегда в центре выделенного для него квадрата, видимого при расстановке войск. Как правило, AI изначально расположен в одну или две линии, далее он перестраивается в одну линию. Практически сразу компьютер поворачивает против направления ветра, чтоб потом совершить поворот «Оверштаг» и выйти на ветер. При совершении этих действий, AI зачастую не соблюдает построение и может совершить такой маневр всем флотом одновременно. Очень часто судьба боя решается на первом же маневре. И напрямую зависит от точности его исполнения, правильности выбранной позиции, времени выбранном для маневра, возможности выхода на второй маневр. А в итоге - на правильность и точность выхода на ударную позицию. При сближении обычно следует основной бой флота Empire Total War - перестрелка. Иногда перелом в сражении наступает только после второго маневра. При развертывании сражения идти «лоб в лоб», в большинстве случаев нецелесообразно. Активно пользуйтесь «тактической паузой» не только, чтоб подправить курсы кораблей в строю, но и для того, чтоб разобраться в действиях противника, его маневрах. * * * * * Ведя бой, старайтесь в первую очередь избежать непродуманных действий. Не переживайте, даже если проигрываете. И обязательно доводите бой до конца при любом раскладе – это очень важно для приобретения опыта и навыков боя. Не стоит опускать руки после первых же потерь. Поверьте, если вы откажетесь дальше хладнокровно вести бой – то проиграете. Из личного опыта – даже самое безнадёжное положение часто превращается в победу. Удачи и красивых побед в Empire Total War! Больше информации по игре Empire: Total War вы сможете получить на нашем форуме и сайте Total WarS, нажав в шапке ссылки "Total WarS" или "Форум". А так же скачать модификации ("Моды"), нажав соответствующую ссылку. Удачи и красивых побед в кампании Empire: Total War! |

* * * * *
* * * * *